Первая репортажная фотография. Старые фото Белгорода

15 апреля 2015 - Александр
Первая репортажная фотография. Старые фото Белгорода

Приоритет открытия фотографии принадлежит Западной Европе в 1839 году, но уже через полгода первый дагерротип (названный по имени изобретателя Жака Луи Дагера) появляется в Москве, а в 1842 году открывается фотографический кабинет в Санкт-Петербурге.

 

Сложность изготовления фотоснимков требовала от первых фотографов не только солидного начального капитала, но определенных навыков и знаний в области химии и оптики. Получение фотографических карточек было доступно только лицам определенного статуса и обеспеченности. Сам же процесс съемки начинался за 10-15 минут до размещения посетителей перед объективом камеры с изготовления «мокрых» пластин, на котороые потомпроецировалось изображение. Кресла посетителей имели едва заметные держатели для головы, для четкой фиксации и исключения размытия изображения, т.к выдержка съемки была довольно длительная. Первые фотографии требовали обязательной ретуши. Ретуширование было не только техническим для исправления огрехов, но и носило художественный характер. Постепенно размеры камеры уменьшались, и ее стало возможно использовать за пределами салона. Развитию документальной съемки способствовало и разрешение на изготовление бланков «открытых писем» — открыток с изображением видов городов, местечек и событий. Так зарождалась важнейшее направление фотографии — репортажная съемка. События в жизни царствующих особ, репортажи с театра военных действий и сцены мирной жизни стали массово публиковать на страницах популярных и доступных журналов «Нива» и «Вокруг Света» и др.

 

Белгородские фоторапортажи

По всей видимости, первым известным белгородским репортажем является сцена на перроне вокзала. Дата этой фотографии неизвестна и, как и ее сюжет, еще ждет своего исследования.

Поводом для фоторепортажа из уездного города должно быть неординарное событие, и выявление таких снимков — огромная удача.

 

Приезд императора Николая II в Белгород в 1904 г.

 

Похороны городовых А.Асеева и М.Гайдученко, погибших в Белгороде в мае 1910 г.

 

Революционным в области фотографии стало открытие бромжелатиновой эмульсии. Это позволило изготавливать пластины в промышленном масштабе, задолго до процесса фотографирования. К концу 19 века в арсенале фотографов были пластины различной чувствительности, а изобретение кассеты пластин в сочетании с достижениями оптики объективов, позволило осуществлять быстрое визирование и подготовку фотграфического аппарата к съемке и получения снимков с максимальной разницей по времени.

Собственно это достижение и иллюстрирует находка, заявленная в начале статьи. Тематически сюжет связан с торжествами прославления Иоасафа 4 сентября 1911 года в Белгороде.

 

 

Вторая открытка выпущена большим тиражом и хорошо известна любителям истории Белгорода. А первая сделана с этого же ракурса, но буквально за полминуты до известной.

Дымка на второй открытке — это пыль, которая поднялась от крестного хода. Надо сказать, что пыль стала бедствием в те сентябрьские дни. Вот как описывал в своем репортаже это явление корреспондент столичной газеты «Петербургский листок»: «2 сентября. Белгород в пыли. Пыль мелкая. Лежит она в Белгороде слоями решительно по всем улицам, густыми облаками переносясь с места на место, покрывая все — одежду, и обувь, и лицапепельным налетом».

Находка позволяет детально рассмотреть дом на дальнем плане. Уже через год у дома появится новый хозяин — купец Пивоваров, который перестроит его под театр «Орион».

 

Проект здания купца Пивоварова

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2350 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!